Как понимать слова ап. Павла: «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся…» (Рим. 2:12): христиане будут судимы по Евангелию, а язычники по совести? А как будут судиться еретики?
Вопрос, с виду прямой и конкретный, содержит опасную ловушку: молчаливое предположение о некоей «букве закона», по которой совершается Последний и Страшный суд – наподобие уголовного кодекса в земном суде. Не отвергнув эту явную бессмыслицу, мы начинаем указывать Господу Богу, как и кого Ему судить, и теряем не только прямой и простой смысл апостольских слов – что последствия греха сказываются как на иудеях, так и на язычниках – но и элементарную христианскую почву наших рассуждений. Делать этого не надо. Зачем самому стремиться спасти свою душу, лишая себя надежды на встречу с родным, дорогим человеком в том, ином мире, если знаешь, что его душа не спасена и вымолить ее невозможно, т.к. при жизни человек сознательно отказался от покаяния, причащения из-за обиды на Бога за посланные страдания? Живые мои родственники перекреститься не хотят, а не то что в храм пойти. И как бы я не молилась о них, они не изменятся.
Здесь виден целый клубок заблуждений: и «встреча с родным, дорогим человеком», и ваше представление о «том, ином мире», и ваше «знание» о спасении и «вымаливании» – всё это, прямо скажем, плоды ваших фантазий. Как от них освободиться? Ответ очевиден: через Таинства и молитву, через христианский образ жизни, через понимание христианского вероучения. А это ведь и есть не что иное, как стремление к спасению своей души…
В чем разница между хитростью и мудростью? Может ли быть хитрый человек мудрым, а мудрец – хитрым?
Слова недорого стоят, если упустить стоящую за ними конкретную реальность. Вот и оцените реальность: военачальника, добившегося победы над врагом без потерь; епископа, уладившего острый конфликт политических противников; предпринимателя, уклонившегося от уплаты налогов; мужа, ловко изменившего жене. И сделайте выводы – нравственные, а не словесные.
Гордыня и гордость – это одно и то же, или все-таки разные состояния? Одинаково ли они опасны для души, и как их в себе научиться распознавать, видеть и изживать?
Как только что сказано, глубокой ошибкой было бы рассчитывать на строго формальное употребление тех или иных терминов, даже в церковнославянских текстах. И в самом деле, например, в 16-й главе Книги Пророка Иезекииля находим как «гордость» (ст. 49), так и «гордыню» (ст. 56) в качестве перевода одного и того же греческого слова иперифаниа; также и Новом же Завете есть и «гордыня» (Иак. 4:16), и «гордость» (1 Ин. 2:16), которым в оригинале соответствует одно и то же слово алазониа. В современном же русском языке «гордыня» всегда несет отрицательную коннотацию, в то время как «гордость» может иметь и положительный смысл радости и благодарности – как, например, гордость за свою страну, за своих близких, исполнивших какое-либо доброе дело.
Священник даёт епитимию – ежедневно читать на коленях Покаянный канон.Но что делать если есть смущение делать это в присутствии коголибо?
Такое бывает довольно часто. Подумайте: чего смущаться? Вы делаете что-то плохое, постыдное? Разумеется, нет! А если это кому-то непривычно, если кто-то другой смущается... что ж: наверное, Господь не зря привел гостей в ваш дом, чтобы их чему-то научить!
Как реагировать, если родной человек ради каприза сознательно рискует собственным здоровьем, не реагируя на просьбы близких?
Если этот близкий человек – совершеннолетний , то реагировать на это надо так же, как и на все остальные его поступки, которые вас по тем или иным причинам не устраивают: спокойно, терпеливо, миролюбиво, не скрывая при этом своего неодобрения. Если вы не будете следовать такому простому правилу, вы причините близкому человеку гораздо больше вреда, чем его поступки.
Исповедь и покаяние – понятия тождественные или между ними есть разница?
Хотя мы и говорим об исповеди как о Таинстве Покаяния, одно к другому ни в коем случае не сводится. Более точное название исповеди – Таинство Примирения. Главное содержание молитвы, которую священник возносит о пришедшем на исповедь: «Примири и соедини его (её) Святой Своей Соборной и Апостольской Церкви». А если «примири и соедини» – значит, человек был отделен, оторван от Церкви. По какой причине? По причине своего греха. Грех – это преграда между человеком и Богом, между землей и Небом. Дары Святой Евхаристии позволяют нам преодолеть это расстояние, воссоединиться с Божественной природой, но лишь в том случае, если устранена преграда греха, если мы примирены и воссоединены с Господом в Его Церкви.
Так, Таинство Исповеди становится той дверью, через которую верующий человек идет к Евхаристии. Оно совершается обычно вечером, накануне Причастия. Надо заметить, что такой обычай, установленный в Русской Церкви, полностью соответствует древнехристианской норме. Трактат «Дидахи» («Учение двенадцати Апостолов»), относящийся к концу I – началу II века, содержит следующее наставление: «В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и совершайте Евхаристию, исповедавши прежде грехи ваши» (Гл. 14).
Регулярная, сознательная исповедь способствует покаянию как длительному, непрерывному процессу исправления своего сознания и образа жизни. По существу, покаяние сопровождает человека всю его сознательную жизнь. Это не значит рвать на себе волосы, лить слезы и просить прощения у незнакомых людей неизвестно за что; нет, это значит смотреть на себя глазами Спасителя, быть внимательным и требовательным к своему внешнему поведению и внутреннему состоянию, постоянно стремиться к исправлению и добиваться его.
Добавить комментарий